История журнала Big Brother, самого необычного скейтборд-журнала на свете

bb_1.jpg

Заголовок материала наверняка заинтриговал скейтеров со стажем. Да, более двух десятков лет назад, основной поток информации о “по теме”, скейтеры во всем мире и даже в СССР получали преимущественно из культовых журналов Thrasher Magazine и TransWorld Skateboarding Magazine.

Были конечно и другие издания, канувшие в лету и оставившие воспоминания о себе только у коллекционеров “скейт-бумаги”. Но, об одном журнале слышал наверняка каждый, кто так, или иначе сталкивался со скейтбордингом.

Имя ему — Big Brother.

Предлагаем вашему вниманию отличный материал знаменитого российского скейт-фотографа Алексея Лапина о рождении, жизни и смерти самого неоднозначного и одиозного издания за всю историю существования журналов о скейтбординге.

Всё началось с провокационной рекламы. Черно-белой фотографии размера А4 с изображением молодого человека, приставившего пистолет к своей голове. Thrasher и TransWorld Skateboarding отказались печатать ее на своих страницах, и тогда Стив Рокко (Steve Rocco), владелец рекламирующийся компании 101 Skateboards и ряда других брендов, на тот момент самый «козырный туз» в мире скейтбординга, заявил, что создаст свой собственный журнал, в котором будет печатать всё, что ему заблагорассудится.

Буквально, через месяц свет увидел «Big Brother Magazine», самый дерзкий и провокационный субкультурно-спортивный журнал на все времена.

bb_2.jpg

Чтобы понять каким оказалось новое скейтборд издание необходимо сначала сказать пару слов о личности его основателя. Стив Рокко был авантюристом и махинатором до мозга костей и при этом обладал фантастическим чутьем на всё, что могло бы понравиться подросткам.

Карьеру свою в мире профессионального скейтбординга он сделал, будучи, топовым фристайл-скейтером. Стив добился больших успехов в этом направлении - «обкатать» его удавалось только скейтборд гению Родни Маллену (Rodney Mullen), которого, кстати, Рокко позже взял в свои деловые партнеры.

Надо сказать, что в те годы все софиты внимания и прожекторы девчачьих глаз были направлены в сторону больших рамп, а скейтеры, умеющие вылетать в них, считались небожителями и зарабатывали сумасшедшие деньги. На «скребущих по земле» фристайлистов «рамперы» смотрели в буквальном и переносном смысле свысока, но по этой же самой причине не смогли разглядеть вовремя, куда подул ветер в самом скейтбординге. Популярность рампового катания потихоньку сошла на нет, а на смену ему пришло абсолютно новое направление, определившее дальнейшее развитие этого экстремального спорта - катание на улице или «стритстайл».

Cтив Рокко же смог молниеносно сориентироваться в новом скейт-течении, необычайно вдохновившись абсолютно новыми возможностями, которые предоставляла улица райдерам, а также коммерческим потенциалом этого направления для всей индустрии.

Стив решил заняться производством скейтбордов и аксессуаров, «заточенных» под стрит, так как для новых трюков и препятствий требовались совершенно новые доски и комплектующие. Свою компанию он назвал «World Industries», и тогда еще никто не подозревал, что через пять лет весь мир скейтбординга будет жить под её диктовку.

bb_3.jpg

В чём же заключалась причина столь невероятного успеха молодой компании Рокко? Помимо того, что он первым начал делать инновационные продукты и привлекать самых сильных и стильных уличных райдеров на свою сторону, он оказался просто гением в области интуитивного маркетинга. Рокко сразу же взял на вооружение мощнейшее оружие – юмор и сарказм в гипертрофированной форме и стал применять их повсюду – в рекламах своих брендов в журналах, в дизайнах своих скейтбордических коллекций, со страниц своих каталогов. Рокко, фонтанируя идеями, мгновенно подвинул всех своих рентабельных, пафосных и чванных конкурентов, заматеревших и ставших неповоротливыми в скейтборд бизнесе. Он был настоящим панком в душе и ему было плевать на общественное мнение, которое он сам же и формировал, и делал это революционными и шокирующими способами.

Во-первых, он сразу же подключил к работе над своей маркой двух безбашенных молодых художников – Шона Клайвера (Sean Cliver) и Марка МакКи (Marc McKee), предоставив им абсолютную свободу самовыражения: чем сильнее шокируют обывателя придуманные ими дизайны дек, тем лучше будут продажи, считал он. И на самом деле продажи досок с самыми отмороженными рисунками всегда взлетали до самых заоблачных высот. МакКи и Клайвер словно соревновалась между собой: кто же всё-таки нарисует самую-самую непристойную «непристойщину». Похотливые красотки с раздвинутыми ногами, козлоподобные демоны с младенцами с оторванными головами, повешенные на суку «куклусклановцы», азиаты, представители секс меньшинств, евреи и белые богачи, новорожденные с колюще-режущим и огнестрельным оружием в руках, блудливые подростки, нюхающие клей и маструбирующие в туалете, «социалка» вроде детей, играющих на помойках и убивающих друг друга, потрошащих свои игрушки, а также серийный убийца Чарльс Мэнсон в обнимку с героями мультипликационных фильмов, инструкции по правильному применению кондомов – все это было изображено на скейтах от Рокко.

bb_4.jpg

Надо признать, что Стив никогда не боялся потенциального судебного разбирательства, и ему ничего не стоило в насмешку опубликовать угрозы разъяренных оппонентов на страницах скейтборд журналов в качестве рекламы своих же брендов, выставив своих же рыночных соперников в качестве идиотов. В этом он был исключительный мастер! Рекламные проспекты от Рокко до сих пор вспоминают многие знатоки и ценители истории скейтбординга.

Ведь тот мог запросто опубликовать рекламу со слоганом: «Четверо скейтеров из пяти выбирают Сатану вместо Иисуса» или напечатать пустой белый лист с подписью, что на этом месте должна была быть опубликована его отличная реклама, но запуганные конкуренты не разрешили издателю этого сделать. Или вывесить официальное обращение к своим «врагам», вопрошающее: следует ли ему застрелить себя сразу или всё-таки ему еще можно немного пожить. Рокко вытащил всё грязное бельё скейтбордической индустрии наружу, выставил его напоказ, сумев тем самым привлечь к своим проектам массу молодых поклонников и почитателей.

К моменту запуска пилотного номера «Big Brother» в 1992-ому году, его главное детище, скейтборд-компания «World Industries» была брендом «Номер 1» в Штатах.

Деньги текли невероятными потоками в карман «Рокко и Ко». Парни могли позволить себе всё, что угодно, любую причуду! Свой журнал?! Пожалуйста!!! Теперь вы понимаете: какой журнал следовало бы ожидать от них?! Рокко взялся за новый проект с кипучим энтузиазмом, поставив первостепенную задачу перед редакцией: делайте, что хотите, но все должны заговорить о новом издании.

bb_5.jpg

Первый номер оказался настолько неудачным, что парни просто распространили его по скейтшопам бесплатно: никто из новоиспеченной редакции и понятия не имел, как правильно делать скейтборд-журнал.

Тем не менее, его провокационное содержание сразу же привлекло к себе внимание, о нём заговорили в тусовке, и следующего выпуска BB ждали уже с нетерпением. Главным достоинством «Большого Брата» было полное отсутствие в нём какой-либо цензуры или табуированных тем – писать можно было абсолютно о чём угодно.

Набранная редакция фриков и чудаков во главе с главным редактором Марком МакКи и арт директором Джеффом Тримейном (Jeff Tremaine) отрывалась на его страницах по полной программе. Сарказм и насмешка, изобилующие в журнале, будучи его базисом, были более чем понятны и востребованы читательской аудиторией, состоящей в основном из шестнадцатилетних подростков с их юношеским нонконформизмом и панковско-пофигистским отношением к окружающему социуму.

Шокирующие и эпатажные материалы сыпались со страниц как из рога изобилия: как совершить суицид различными способами, как употреблять тяжелые наркотики, как снять и заняться любовью с продажной женщиной, как сделать поддельные документы о своем совершеннолетии, как совокупляться с различными животными – короче, всё, что может быть интересно подростку в постпубертатный период его жизни - все это было на страницах «Big Brother».

bb_13.jpg

Канонические дизайнерские правила при верстке тоже не соблюдались: как угодно менялся формат издания – журнал упаковывали в коробки из-под хлопьев, делали его в виде настенного календаря, засовывали в журнал игральные карты и аудиокассеты. Меняли, как хотели логотип издания – то набирали его разными шрифтами, колдовали с размером, цветом и расположением, иногда же просто воровали шрифт и оформление какого-нибудь стороннего издания и делали абсолютно идентичную верстку. Дизайнеру ничего не стоило засунуть посреди скейт серии фотографий огромное изображение мертвого Гитлера или женские груди крупным планом в середине трюковой «раскадровки». Обложку старались сделать максимально шокирующей, тут воспаленным редакционным мозгам находилось максимальное применение: например, была обложка с горящей Библией, через которую прыгал скейтер с рогами на голове и трезубцем в руках, была обложка с обезьяной, выполняющей трюк на скейтборде, обложка с Христом, распятым на кресте из скейтбордов, обложка с гей скейтером в садомазо костюме с обнаженными ягодицами, обложка со скейтером, едущем на скейтборде, сделанном из аквариума с живыми рыбками и водорослями и так далее. Для одного из номеров в редакции вообще сделали целых восемь (!!!) разных обложек.

bb_12.jpg

Журнал выходил абсолютно нерегулярно, а точнее тогда, когда редакционная команда наконец-таки собирались с силами, завязывала с непрекращающейся пьянкой и заставляла себя дописать, доснимать и сверстать материал. Тем не менее, надо признать, что, не смотря на всеобщее раздолбайство, царившее в редакции, журнал в некоторых вещах был весьма креативный и инновационный. Постоянно придумывались различные тематические номера: в те время, когда скейтбординг ещё считался прерогативой белых калифорнийских мальчиков из семей со средним и выше достатком, они выпустили «Черный Номер» – только про негров-скейтеров, «Желтый», где были только скейтеры с азиатскими корнями, «Девчачий», посвящённый девчонкам-скейтерам, «Детский» - про несовершеннолетних скейтеров младше 16-ти.

Big Brother был первым журналом, который начал публиковать на своих страницах «видеогрэпы» с трюками из скейт видео. Журнал, буквально, пестрел «раскадровками» – стрит скейтбординг переживал в те годы бум техничного катания, каждый день придумывались новые трюки, доселе никому не виданные, и такое простое и эффектное решение позволяло редакциям экономить рулоны плёнки , а также демонстрировать самые последние достижения лучшего в мире на тот момент калифорнийского скейтбординга. Другой успешной маркетинговой идеей была задумка размещать внутри выпусков журнала специальные странички с кучей бесплатных наклеек самых актуальных скейтборд-брендов, что позволило значительно увеличить продаваемость журнала среди скейтеров.

Конечно же, содержательная сторона издания также соответствовала общему имиджу журнала: никого не удивляла отборная нецензурная брань на его страницах, в новостной ленте могла запросто появиться новость о том, что Рокко нанял стриптизёрш на вечеринку для своих малолетних райдеров с подробностями, могла выйти статья, посвященная тому, как редакционный коллектив славно нажрался в когда-то, а потом отправился на пляж кататься на чьем-то катере.

bb_11.jpg

Был в BB раздел, посвященный музыке, где публиковались интервью с какими-то дурацкими группами, над которыми журналисты открыто стебались во время интервью, разводя звукозаписывающие компании на бесплатные концертные билеты и другие бонусы. Были и видео обзоры, которые ограничивались в основном лишь описанием последних новинок американской порноиндустрии. Интервью с лучшими в индустрии про-райдерами перемежались, например, с интервью с никому не известным скейтером, который сидел в мексиканской тюрьме, или интервью с карликовыми скейтерами, или интервью со среднестатистическим мальчиком с улицы. Надо отметить, что вопросы интервьюируемым также были соответствующими: так четырнадцатилетнего Омара Салазара (Omar Salazar) спрашивали: «Растут ли у него волосы на яичках?» или: «Трахнул бы он свою маму, если бы она так же хорошо каталась на скейтборде как Чад Маска?».

Для большинства из редакционной команды «Большого Брата» журнал был основным и единственным видом деятельности, занимавший все их помыслы 24 часа в сутки.
Часть народа вообще просто жила в офисе, находившемся на территории склада World Industries. Еще раз повторюсь, это было сборище самых настоящих фриков и неудачников по жизни, которые смогли реализоваться лишь на страницах этого сумасшедшего журнала. Например, одним из сотрудников был парень, чье предыдущее место работы было связано с предоставлением услуг гомосексуального секса по телефону. Другой сотрудник, семнадцатилетний парнишка, получил прозвище «Раб», за то, что вообще никогда не получал никакой зарплаты. Он был настолько рад знакомству с «крутыми ребятами из BB», что согласился трудиться на них бесплатно.

bb_9.jpg

Был и жирный скейтборд-фотограф Рик Косик (Rick Kosick), который толком не умел снимать, и настоящий карлик Джейсон «Вимэн (Wee man)» Акуна, работающий в отделе подписки, и журналист Эрл Паркер (Earl Parker) с лицом человека с синдромом Дауна, носивший идиотские очки с толстенными стеклами, и интересующийся исключительно двумя вещами – скейтбордингом и курением марихуаны. Будучи одним из главных авторов в журнале он просто жил в скейтпарке WI, так как собственного жилья у него не было, как, в общем-то, и средств к покупке оного.

Кормился он также за счет пожертвований от других членов редакции и посетителей скейтпарка в духе «с мира по нитке». Те же, в свою очередь, прикалываясь над ним, покупали ему самые несусветные завтраки, которые когда-либо кто-нибудь на свете мог придумать. Например, в течение года он завтракал исключительно голубыми зефирками-маршмеллоус, запивая самой дешевой газировкой невообразимо ядовитого цвета.

Кстати, именно Эрл Паркер и брат Стива Рокко - Сэл придумали в журнале рубрику обзоров разных сортов марихуаны, выращенных по всей Америке обыкновенными людьми. Травки по почте присылалось столь много, что, в итоге, они просто организовали ежегодный фестиваль по курению конопли «Bong Olympics» в Калифорнии, в котором сами же и приняли непосредственное активное участие. Позже Эрлу Паркеру был поставлен диагноз биполярное аффективное расстройство и шизофрения.

Отдельного упоминания заслуживают и видео проекты от Big Brother. Этот журнал стал первым специализированным журналом о скейтбординге, который начал выпускать самостоятельные видео фильмы о катании на доске.

Причем очень быстро они стали трансформироваться в нечто большее, чем просто скейтерское кино. Если ещё первое видео с говорящим названием «Дерьмо («Shit»)» смотрелось достаточно безобидным, то последующие видео проекты с каждым разом становились все более сумасбродными.

bb_10.jpg

Уже во втором фильме впервые появляется, тогда еще начинающий актер, Джонни Ноксвелл (Johny Knoxville), приехавший «покорять Голливуд», но пока снимающийся только в массовках, с серией роликов, в которых он испытывает на себе различные средства самообороны – от баллончика-перцовки и до револьвера, заряженного боевыми патронами. Скоро к съемкам видео также подключается бездомный циркач по прозвищу Стиви-О (Steve-O), склонный к патологическому самоистязанию и готовый уничтожать себя абсолютно любыми способами перед объективами.

Парни придумывают целую серию безумных трюков с применением человеческих фекалий и прочих побочных продуктов пищеварения, а также ряд совсем не дружелюбных для окружающих розыгрышей «на гране фола», которыми они просто нашпиговывают все последующие видео проекты от BB.

В 2000-ом году арт директору журнала Джеффу Тримейну приходит в голову потрясающая идея: объединить весь отснятый нескейтовый материал (трюки, угары, розыгрыши, «пранки» и т.д.) в единый видео продукт и предложить его в качестве шоу на какой-нибудь развлекательный телеканал. Дабы увеличить количество контента, он приглашает к сотрудничеству ещё одного культового персонажа по имени Брендон Маджера и по прозвищу Бэм, в те времена еще активно катающегося райдера Toy Machine Skateboards.
Маджера вместе со своими друзьями, в своём родном штате Пенсильвания, занимается тем же самым, чем и «большие братья» - снимает смешные фильмы под названием «CKY», перемешивая кадры с катанием на скейтбордах с экстремальным трюкачеством, грязными розыгрышами и издевательством над родными и близкими.

bb_8.jpg

Бэм, конечно же, немедленно соглашается, и актерский и съемочный костяк будущего видео проекта формируется. Пилотный выпуск «Чудаков» («Jackass»), а именно так решили назвать новое шоу, вся «банда» снимала, как умела.

Бывшим скейт-фотографам Рику Косику и Димитрию Элешкович (Dimitry Elyashkevich) выдали видео камеры, Джефф Тримейн взял на себя роль главного режиссёра, а Ноксвелл выступил в роли «играющего вратаря», придумывая сюжеты и сам же в них снимаясь. Остальные также выступили в качестве актёров.

Телеканал MTV оказался в восторге от пилотной серии, и сразу же предложил им контракт на два года. Рейтинги просмотров шоу зашкаливали все ожидаемые прогнозы, очень скоро авторам поступило предложение заняться более серьёзным продакшеном, ради которого значительной части оригинального коллектива Big Brother пришлось уволиться из журнала.

В итоге, работа над шоу плавно трансформировалась в три полнометражных фильма, которые с огромным успехом шли в кинотеатрах по всему миру, а последняя часть вообще была выпущена в в технологии 3D. Это был полный и безоговорочный успех!

Что же было дальше с самим журналом? К сожалению, вся история закончилась его внезапным закрытием в 2004-ом году.

bb_7.jpg

Как и большинство творческих проектов «от души», проект «Big Brother» никогда не был финансово успешным и никогда не приносил Рокко непосредственных материальных выгод. Редакции надо было платить зарплату, деньги надо было вкладывать в печать, а крупные транснациональные корпорации не особо спешили бежать рекламироваться в полупанковский журнал, в открытую высмеивающий их марки со своих страниц. Конкурирующие скейт-дистрибьюции также не собирались поддерживать вражеское издание.

Отчасти из-за своего расп****ского отношения в дизайне и вёрстке, крутые скейт фотографы не спешили отдавать свои лучшие фотографии в «BB», и рейтинги журнала начинали потихоньку скатываться вниз.

Рокко
прекрасно понимал, что рано или поздно ему всё-таки придётся избавляться от столь обременительного финансового актива! Но кто согласится приобрести столь сомнительный в своей перспективности проект?! Рокко был бы не Рокко, если бы не смог придумать выхода и из этой ситуации: в 1997-ом году он мега выгодно продал своё скандальное издание не менее скандальному издателю – легендарному порнографу Ларри Флинту приблизительно за 600 000$ чеком, который тут же на радостях обналичил.

К сожалению, приобретение журнала издательской империей Ларри Флинта не сказалось позитивно на дальнейшем развитии журнала. К удивлению, Флинт и его компания начала ограничивать ребят с их инициативами, они с головой окунулись в мир корпоративной этики и жесткой упорядоченности - это уже не было то полуподпольное независимое хардкор издание, способное на всё что угодно.

bb_6.jpg

Новые авторы журнала вроде: Криса Ниератко (Chris Nieratko) и Дэйва Карнье (Dave Carnie) хотя и были классными журналистами, но оказались слишком заняты исследованием влияния наркотиков на свой организм, вместо того, чтобы усиленно трудиться над улучшением финансового благополучия издания. Журнал становился всё более и более убыточным, а расходы на его содержание продолжали неумолимо увеличиваться, так что спустя 12 лет после своего появления на свет Флинт отдал распоряжение закрыть журнал. Раз и навсегда!

Кажется, на этом вся эта потрясающая история и закончилась. Слухи о возвращении культового издания периодически возникали в разные годы, но надо признаться самим себе: такого журнала уже никогда больше не будет. Времена изменились, да, и два раза в одну и ту же воду не ступить. Скейтбординг окончательно коммерциализировался и повзрослел, стал более спортивно-развлекательным явлением, а не нонконформистским образом жизни наперекор всем и вся.

Дух рок-н-ролла и панк рока уже столь сильно не витает здесь, сметая всё на своём пути, и старые добрые деньки беззаботности и пофигизма, кажется, совсем подошли к концу. Когда-то это был самый грязный, самый отвратительный скейтборд-журнал, который кто-либо вообще мог придумать, и потому мы будем лишь со светлой грустью вспоминать те сумасшедшие моменты настоящей вседозволенности и свободы в мире скейтбординга.

R.I.P. Big Brother!

Автор материала — Алексей Лапин

0
Ваша оценка: Нет